Система рангов в японских боевых искусствах

СИСТЕМА РАНГОВ В ЯПОНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ «БУДО»

«КЮ» 

«Кю» — по японски степень, ранг – это система обозначения уровня достижений каких-либо знаний, умений. Чем ниже номер «кю», тем выше уровень достижений – высшим уровнем достижений по этой классификации является 1 кю. Выше «кю» уже идут степени «дан». Количество степеней «кю» отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также школах японских и производных от них кэмпо. Степени «кю»и «дан» присуждаются и в японских играх «го», «рэндзю» и «сёги». А также в любых иных областях, как, например, чайной церемонии «тядо». В «Го» 1 кю значит 1 камень хандикапа для более слабого игрока. Носителей «кю» в Японии называют «муданся» – «тот, у кого нет дана».

Система «Кю»:

10. Дзюкю \Jikkyū

9. Кукю \Kyūkyū

8. Хачикю \Hachikyū

7. Нанкю, шичикю \Nanakyū, Shichikyū

6. Роккю \Rokkyū

5. Гокю \Gokyū901882_174110002739649_755963748_o

4. Йонкю \Yonkyū

3. Санкю \Sankyū

2. Никкю \Nikyū

1. Иккю \Ikkyū

«ДАН»

«Дан» (яп., «уровень, ступень») — обозначение уровня при изучении какого-либо предмета, как в спорте и боевых искусствах, так и во вполне мирных занятиях, подобно как и «КЮ» – ученические разряды. Но в отличие от «КЮ», это мастерские разряды. Нумерация «данов» идет уже от 1 к 10. Количество ступеней «Дан»  отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также школах. В айкидо часто используют шкалу от 6 до 1 кю, тогда как в каратэ от 10 до 1 кю (хотя иногда может быть и 12, или 8 – в зависимости от федерации, рю-стиля, или школы). Степени «Дан», как и «Кю», присуждаются и в японских играх го, рэндзю и сёги. А также в любых иных областях, как, например, в тесте на знание японского языка или в чайной церемонии «тядо». Если носителей «Кю» в Японии называют «муданся»  – «тот, у кого нет дана». Достигший первой ступени «Дан» зовётся уже «Шоданся». Имеющие «дан» выше первого зовутся – «тот, у кого есть дан». Будока, достигший «Шодана» или «Нидана» (1, 2-го дана) называется «сэмпай». Будока, достигший 3-го и 4-го дана – «сэнсэй». Затем с 5 дана идет звание «Шихан», немного особняком стоит «Канчо», но в иерархии он считается выше «Шихана». 10 дан присуждается великим мастерам «Мэйдзин», основателям своего вида или стиля будо.

Термин дан изобретен Хонъимбо Досаку, профессиональным игроком в «Го» в период Эдо.  Сам он получил тогда высший ранг 9 дан и звание «Мэйдзин».

В Будо систему рангов кю-дан ввел Дзигоро Кано, основатель дзюдо. По началу Кано присудил Шодан (первую ступень) лучшим своим двум ученикам (Сиро Сайго и Цунэдзиро Томита) в 1883. Пояса оби для «юданша»  — yūdansha — черного цвета Кано ввел с 1886. Те пояса «оби» еще не были подобны нынешним у каратистов (karateka) или дзюдоистов (jūdōka)— Кано тогда еще не изобрел дзюдоги (jūdōgi) – спортивную одежду для дзюдо. Его ученики занимались в Додзё в повседневном кимоно, и первые черные пояса были обычными «Оби» для кимоно. Только в 1907 году Кано ввел современное дзюдоги и современный пояс «Оби», белого и черного цветов для рангов «кю» и «дан».

Разноцветие поясов степеней «кю» появилось позже, с появлением спортивного каратэ на Западе. В системе дан-рангов пояса обычно черного цвета, но в некоторых видах и стилях есть бело-красные (6-8 дан) и красные – 9 и 10 дан. Очень часто на поясе нашивают полоски, количество их соответствует «дану».

Не все виды будо используют пояса. Так в иайдо и кэндо пояса не используются, так как у них в спортивную униформу входит «хакама» (юбка-штаны). Цвет хакама может иногда означать подобно цветности поясов уровень ранга «дан». В то же время бывает параллельное использование «хакама» и поясов (оби).

В японских играх Го, Рэндзю и Сёги обладатели 7 и выше дана обычно становятся профессиональными игроками.

Подобную японской систему кю-дан используют в корейских кэмпо: хапкидо, тхэквондо – при этом ступени называются «кып» и «тан» соответственно.

Вьетнамские «Водао» (воинские искусства) также используют ступени «дан» – по-вьетнамски «доан», только цветность поясов очень отличается (нижайший черный, высший – белый).

С 1998 года Китайская Ассоциация Ушу совместно с Национальной Спортивной комиссией и Китайским Исследовательским Институтом Ушу ввели систему из девяти рангов «дуань». В международной практике рекомендовано использовать японский термин дан.

Система «ДАН»:

1. Шодан \shodan\ Sempai

2. Нидан \nidan\ Sempai

3. Сандан \sandan\Sensei

4. Йондан \yodan\ Sensei

5. Годан \godan\ Shihan

6. Рокудан \rokudan\ Shihan

7. Нанадан, Шичидан \nanadan, shichidan\ Shihan

8. Хачидан \hachidan\ Hanshi

9. Кудан \kudan| Hanshi

10. Дзюдан  \jūdan\ Meijin

Мэйдзин, Ханши, Кёси, Рэнши, Канчо, Шихан, Сэнсэй, Сэмпай и Кохай.

«Сэмпай» (яп, букв. «товарищ, стоящий впереди») — японский термин, обычно обозначающий того человека, у которого больше опыта в той или иной области. При этом возраст не имеет значения. Если этот человек занимается чем-то дольше вас, то он – «сэмпай». «Сэмпай» также используется как именной суффикс, который добавляется к имени «сэмпая».

В Будо,  «сэмпаями» называют тех, кто занимается данным видом Будо больше времени.

Звание «сэмпай» относительное. Если один человек опытнее другого в определенном виде Будо, то он будет «сэмпаем», менее опытный же будет «кохаем».

«Кохай» (яп., «ко:хай», букв. «товарищ, стоящий позади») – человек, менее опытный в данном виде Будо.

В «Додзё» (зал для занятий) вы получаете звание «сэмпай» или «кохай», когда начинаете заниматься конкретным видом Будо. И эти отношения на самом деле не меняются в зависимости от того, какой у вас ранг по этому Будо.

Возможна такая ситуация, когда «кохай» получает более высший ранг, чем «сэмпай». В этом случае положение «кохая» в «додзё»  будет выше, чем у его «сэмпая». Но он по-прежнему остается «кохаем», только с более высоким рангом.

«Сэмпаи» все еще ученики, только они являются учениками в «Додзё» дольше, чем их «кохаи», поэтому они и называются «сэмпаями».

Так как «сэмпаи» знают больше об их «Додзё» и виде боевого искусства, которым они занимаются, то они обучают «Кохаев». Обучают правилам, этикету, манерам в «додзё».

Многие «кохаи» жалуются на своих «сэмпаев» за то, что те чересчур командуют. «Сэмпай» не является командиром для «кохая». «Сэмпай» должен быть хорошим наставником. «Кохаи» должны слушать не только «сэнсэя», но и то, чему их учат «сэмпаи».

И «сэмпаи», и «кохаи» в «додзё» должны относиться друг к другу с уважением независимо ни от чего.

«Сэнсэй» (яп.,букв. «рождённый раньше», прежде рождённый) в Японии — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку. То же самое слово в Китае («сяньшэн») — официальное вежливое обращение «господин».

В восточной культуре распространено почитание старших по возрасту людей. Считается, что старший человек всегда мудрее младших, поэтому младшие обязаны его уважать и спрашивать совета. Учитель отождествляется со старшим и, соответственно, более мудрым человеком (чаще всего это совпадает и с реальным возрастом), поэтому к учителю принято такое же уважительное отношение, как и, например, к предкам.

Хотя слово «сэнсэй» по смыслу никак не связано с учёбой, учителей в Японии всегда называют «сэнсэями», даже если они оказываются по возрасту младше учеников. Обращение к человеку, например, «Ямада-сэнсэй» может считаться более вежливым, чем «Ямада-сан». В классическом Будо, так называют «будока», достигшего 3-го и 4-го «дана». Перед ступенью «сэнсэй» идёт  «Шидоин» — Инструктор (от низшей 6 категории — до высшей1  категории),  ниже — «сэмпай», а выше «Сэнсэя» идёт «Шихан Дай», дальше «Шихан» и «Сайко Шихан».

«Шихан Дай» — помощник Шихана, «Шихан» (яп., мастер) — Будока, который достиг высшего уровня познания в своём виде или стиле Будо, и привнёс свой вклад в его развитие. В отличие от званий «Сэнпай», «Шидоин» и «Сэнсэй», аттестацией заработать титул «Шихан» — нельзя, его присваивают только людям, привнесшим серьезный вклад в развитие стиля и школы. Сайко Шихан (Saiko Shihan) — главный мастер.

Ранги  Будо в системе рангов, разработанной организацией боевых искусств «Дай Ниппон Бутокукай» (яп., «Общество Воинской Добродетели Великой Японии»), введены с июня 1901 года:

«Ренши» \ Renshi — «Мастер в физических навыках», начальный из трёх официальных титулов.

«Кёши» \ Kyoshi — «Мастер в Физических и Духовных практиках», средний из трёх официальных титулов. Не может быть ниже 6 — 7 дана, 7 -1о лет стажа в титуле «Ренши», возраст не менее 40 лет.

«Ханши» \ Hanshi — «Учитель Мастеров», «Образец для подражания», высший из трёх официальных титулов. Не может быть младше 8 дана, требуется не менее 15 лет стажа в титуле «Кёши», возраст не менее 55 лет.
«Ханши Дай» — немного меньше «Ханши», относится к наследнику «Рю».

Ранг «Ханши» присвоен основателю Шинвакан айкидо, второму Канчо Айкидо Йошинкан — Кёичи Иноуэ.

Выше чем «Ханши» по иерархии рангов в Будо находится только «Мэйдзин» (яп., «Великий мастер»). Ранг «Мейдзин», был присвоен основателю Йошинкан Айкидо – Годзо Шиода.

Канчо\ Kancho — титул в Будо, присуждается Будоке очень высокого уровня, освоившему все аспекты Будо, которое он изучал, основавшему свою организацию (вид, стиль-рю или школу) и ставшему её главой. Среди всего сообщества Будока, очень мало обладателей титула «Канчо».

«Дошу» \ Doshu — «Мастер Пути», наследственный титул. Например в Айкидо Айкикай, передаётся в семье Уешиба, сейчас им владеет внук основателя Айкидо — Моритеру Уешиба.

«Додзё Чо» \ Dojo Cho — «Первый в Додзё»

О-сэнсэй (O-Sensei) — «Великий Учитель», например основатель Айкидо — Морихей Уешиба. Уважительный термин, используемый учениками при упоминании о своём мастере, после его смерти.

Dai-sensei (также O-sensei) — «великий учитель», например, Kano Jigoro, Funakoshi Gichin и Ueshiba Morihei. О-Сэнсэй — также «основатель», уважительное термин, используемый учениками при упоминаниях о своем мастере. В Японии это посмертный титул.

Kensei – букв. «дух меча», иногда — «образцовый дух». Это название используется в БИ для отражения легендарности личности мастера (например, Musashi Miyamoto является Кенсей).

Meijin — «выдающийся мастер», образец в БИ. Мэйдзин обладает не только высочайшими физическими навыками, но и духовными.

Kaiso – «основатель стиля, системы». Иные термины — Soshi Shiso и Shuso.

Shodai, Sokei или Shosei являются вариациями – «основатель рю», «глава семьи». Shodai также – «мастер, относящийся к самому первому поколению».

Soke или Sodenke – «наследный глава стиля или системы». Обычно передается в семье из поколения в поколение.

Soke Dai – «наследник системы или стиля».

Soke Dai Ni – «официальный представитель школы».

Kancho – «глава хонбу-додзе», «глава стиля во всем мире».

Saiko Shihan – «главенствующий, верховный мастер».

Shi или Shisho – «мастер», «основатель рю».

Sosho – «мастер-учитель», «преподаватель».

Shihan-dai – «преподаватель» в Дайто-рю айки-дзюцу. В других БИ – «главный помощник», «приближенный сихана».

Shihan – «образец в учении», тот, кто является примером. Обычно мастер не менее 5 дана.

Sensei – букв. «представитель предыдущего поколения, «больше, чем просто преподаватель техники». Т.е. это название отражает уважение к мудрости того, кто относится к старшему поколению. Сэнсэй также — «духовный наставник на Пути».

Doshu – «мастер на Пути». Например, глава хомбу-додзе айкидо использует это название.

Dojo Cho – «первый в додзе».

Kaiden – «мастер», «большой мастер» или «мастер-преподаватель».

Deshi или Teishi – «ученик», «практик». Иные обозначения учеников — montei, monjin и seito (постоянный практик).

Ototo – «младший коллега», относится к начинающим ученикам.

Uchi Deshi – «ученик». Название относится к старой японской традиции, согласно которой ученик обращается за помощью к мастеру БИ для того, чтобы тоже стать мастером.

Jiki Deshi – «непосредственный ученик, практик», т.е. ученик, обучавшийся непосредственно у главы рю.

Shosei — аналог uchi deshi. Иногда используется для самых старших или главных учеников.

Ani Deshi – «старший ученик».

Kaikin Deshi – «старательный, прилежный ученик».

Mago Deshi – «ученик другого ученика».

Mana Deshi – «любимый ученик». 

Montei или Monjin – «ученик».

Juka-Gashira – «ведущий ученик», «лучший ученик», «искусный ученик».

Menkyo-Kaiden – документ о полном обучении, который дает право на преподавание БИ. Обычно за свою жизнь мастер выдает такой документ только одному ученику.

Shugyosha – «человек, который постоянно самосовершенствуется, посвящает этому всю свою жизнь».

Okotodate или Kyokaku — это выражение используется для описания великодушного человека, защитника беспомощных и угнетенных. Это человек с благородным характером, который приобрел свои выдающиеся навыки в самообладании посредством практики БИ.

Renshi — начальный из трех официальных титулов – «мастер в физических навыках». 

Kyoshi – средний из трех официальных титулов – «мастер в физических и духовных навыках». Не может быть младше 6-7 дана. Требуется не менее 10 лет стажа в титуле ренси (в некотрых организациях — 7). Возраст не менее 40 лет.

Hanshi – высший из трех официальных титулов – «учитель мастеров», «образец для подражания». Не может быть младше 8 дана. Требуется не менее 15 лет стажа в титуле кёси. Возраст не менее 55 лет.

Hanshi Dai – немного меньше ханси, относится к наследнику рю.

Sempai – «старший коллега», т.е. старший по рангу и по стажу обучения.

Dai Sempai – «самый старший среди семпаев».

Dohai – «коллега», т.е. равный по рангу и стажу обучения.

Kohai -«компаньон». Это также означает самый младший ранг и самый маленький стаж обучения. Термин кохай позволительно употреблять только абстрактно, не адресуясь лично ни к кому. Употребление термина кохай по отношению к конкретному человеку в Японии считается грубостью.

Yudansha – «обладатели черных поясов».

Dan — ранг у черных поясов.

Ho — является сокращением от слова hobo, что означает «почти». Например, сёдан хо, т.е. почти сёдан.

Kenshusei – «преподаватель обучаемого».

Kyosei – «ученик мастера с 1 даном».

Shidoin или Fukushidoin – «начинающий преподаватель», обычно мастер 2-3 дана.

Seito — «ученик, практик».

Mudansha – «ученики без данов».

Kyu – любой ранг ниже 1 дана.

Kyusho – «обладатели кю».

Jokyusha – «обладатели высоких кю».

Chukyusha – «обладатели средних кю».

Kaicho – «председатель, глава ассоциации».

Shoshinsha — «новичок в БИ», т.е. человек, который до этого никогда не занимался никаким БИ. То же самое — Mukyu (без кю).

Kenkyu – «предмет для изучения или исследования».

Kenkyuka – «участник курса обучения или курса для аттестации».

Kenkyuka (с другим иероглифом «ка») — «обучающийся, практикующий».

Kenshusei – «ученик-последователь».

Документ о присвоении титула или дана называется Menjo. Документ о завершении обучения называется Menkyo. Документ о полномочиях на преподавание называется Kyoju Dairi. Документ о завершении обучения + полномочия на преподавание называется Menkyo Kaiden. Документ о международных полномочиях на преподавание называется Kokusai Shihan Menkyo. 

Как завязать пояс (оби):

10007423_805807376146739_2370403780597134266_n

 

 

 

 

 

 

 

Как сложить одежду для тренировок(Доги):

10420024_805807372813406_7048370476597523851_n

 

 

 

 

 

 

 


В статье используется транслитерация без использования правил транслитерации с японского языка на русский, например «Канчо» – вместо «Кантё», «Ханши» — вместо «Ханси», потому что данное написание ближе по звучанию к японскому произношению.

 

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля