Айкидо Йошинкан сэнсэя Хиромичи Нагано

Наша память к сожалению имеет свойство со временем забывать то, что не повторяется или не вспоминается. Ушли из этой жизни великие мастера, какие как Морихей Уэсиба и Годзо Сиода, с закрытием основного Хомбу Додзё Айкидо Ёсинкан и уходом в отставку таких учителей как Кёити Иноуэ и Цутому Тида закончилась золотая эпоха Ёсинкан, которая длилась более 50 лет. Однако дух Кантё Сиоды Годзо живет в его учениках, которым посчастливилось провести с Мастером часть своей жизни и вложить частицу своей души в создание Ёсинкана.

Уже 11 лет мы знакомы с сенсеем Хиромичи Нагано и на протяжении этих лет как минимум дважды в год он приезжает в Украину и делится с нами своим уникальным опытом и мастерством. Для многих из нас сенсей Нагано является Учителем и живым мостиком между нами, Кантё Сиодой Годзо и золотым веком Ёсинкан.

В своей книге «Будо» Морихей Уесиба писал, что недостаточно только увидеть и копировать техники учителя. Для глубокого и полного понимания необходима так называемая устная передача знания — кудэн, которой учитель делится только с особо доверенными учениками. Кудэн охватывает самый широкий диапазон знаний — от особенностей применения той или иной техники, до принципов и основ Искусства Пути, формирующих целостную личность последователя.

Беседы и лекции со временем стираются из памяти, оставляя только отрывки. Поэтому мы решили записывать некоторые наши беседы с сенсеем, его «кудэн», чтобы иметь возможность и по прошествии времени не утратить полученные знания.

Роман Лимарев.

Беседа с Хиромичи Нагано сенсеем во время осеннего семинара
Луганск, 1 ноября 2009 г.

перевод с немецкого: Павел Гаврик

Нагано сенсей, когда и как Вы попали в Йошинкан Хомбу Додзе?
Это довольно длинная история, и если я начну повествование, может занять достаточно много времени. Но, если коротко… Это случилось примерно… в 1984 году. Мне написал один мой друг, который жил тогда в Мюнхене. Он хотел сдать экзамен на 5 дан Кодокан Дзюдо. Сдать экзамен он не имел возможности, так как жил в Германии. Если бы он получил рекомендацию мастера дзюдо из полиции Токио, то не было бы никаких проблем. Чтобы получить подобные рекомендацию я посетил своего бывшего учителя дзюдо. Он сказал мне не беспокоиться, и что проблем с дипломом не возникнет. А потом спросил:
— Что ты делаешь в Японии, ты же по-хорошему должен быть сейчас в Германии?
— Я хочу более глубоко изучить айкидо, — начал объяснять я, — поэтому вернулся в Японию и сейчас тренируюсь у мастера Шимидзу в школе Тендо-рю.
— А ты слышал о школе Йошинкан, не хотел бы ты заниматься там? — Спросил мастер.
— Да, я очень хочу! Но у меня нет рекомендаций.
— Хорошо, — ответил он. — Я знаю Кёичи Иноуэ. Он мой лучший друг.
После чего он сразу позвонил сенсею Иноуэ и договорился о встрече. В полдень мы увиделись. Иноуэ сенсей пригласил меня на обед, созвонился с Канчо Шиодой, и получил для меня разрешение. Так в один день случились все эти события.

Кто преподавал в Хомбу Додзё в то время?

Главным инструктором в Йошинкан Хомбу Додзё был Такено Такафуми Шихан, вторым — Чида Цутому Шихан, дальше шли Сакурай, Накано, Жак Пайе, Андо Тсунео, потом — я, Тино, Юяма, также первая жена Андо, она тогда тоже была учи-деши.

Вы назвали и инструкторов и учи-деши. Кто из них именно преподавал?

Все эти люди были инструкторами. Быть учи-деши означает учиться и преподавать. До полудня проходили совместные тренировки, а после полудня инструктора отправлялись преподавать по разным додзё. Но мы, три молодых учи-деши, минимум полгода только тренировались, с утра до вечера, не преподавая. Только когда мы окончили десятимесячный инструкторский курс, нам дали разрешение преподавать.

Сенсей, сколько Вам было лет, когда вы стали учи-деши?
Когда после Тендо-рю Айкидо я попал в Йошинкан, мне было около 36 лет.

Наверное, это тяжело в таком возрасте интенсивно заниматься? Другие учи-деши были значительно моложе Вас.
Это так. В 1977 году мы, 3 японца, открыли в Германии свое Додзё «Будокан». Один мой друг практиковал каратэ, второй — каратэ и дзюдо. Я занимался дзюдо и айкидо, в итоге не было проблем и с дзю-дзюцу. У меня тогда был 2 дан каратэ (Сёридзи кэмпо), сейчас у меня 2 дан Годзю Рю. Если соединить дзюдо и айкидо, то получится дзю-дзюцу. Поэтому мне не было необходимости особо сильно посвящать себя его изучению. А вот изучать айкидо очень и очень сложно. Я переключился с дзюдо на айкидо. В дзюдо победителем всегда считается тот, кто сможет опрокинуть на землю своего противника. В айкидо же нет ни победителя, ни проигравшего. Айкидо всегда связано с душой человека, и в его основе лежит непростая философия. Около 6 лет я все глубже и глубже погружался в айкидо [в Германии], потом остановился. Я решил ехать для обучения в Японию. Японская пословица гласит: «Если начинаешь какое-либо дело, посвящай себя ему, работай над ним усердно не менее 3 лет». У меня появилась цель. Я подарил Додзё своим двум друзьям, ничего не взяв с них. В течение года я работал с 6 часов утра до часу дня электриком, чтобы накопить денег для поездки. В итоге я отправился в Японию.

Какие Ваши самые яркие впечатления от курса Шенсюсей?
Каждый год Хомбу Додзё проводило курс Шенсюсей. Я попал на 21-й. По утрам и после полудня мы всегда занимались вместе. В среднем возраст занимавшихся был 23 года. Я был самым старшим, мне было около 36…37 лет. Впечатляющая разница! Дух у меня был крепкий, и с физическим здоровьем у меня не было проблем. Другие имели некоторые проблемы. Что касается воспоминаний, то следует отметить следующее. Молодые люди не обладают большим опытом, жизненным опытом. Это значительный недостаток. У меня опыт был. Это многое дает. Я знал, к примеру, что такое радость. Зимой на улице достаточно холодно. Основная уборка выполнялась внутри Додзё (туалет, кухня, бюро). Это были наши ежедневные обязанности. Никто не убирал снаружи ни парковку, ни обходы вокруг Додзё. А трава была высокой. Никто не работал. Тогда я каждый день стал прибирать. Сегодня отчистил от травы одну трехметровую площадку возле Додзё, завтра — снова, но уже другую. Через неделю вокруг было чисто. На парковке помещалось около 20 автомобилей. И всякий прохожий кидал на землю, если не окурок или спичку, то стакан из под Coca-Cola или еще что-то. Все вокруг было загрязнено. Каждый день я прибирал. Через неделю все было абсолютно чистым. Если человек будет находиться в чистом месте, он никогда не станет сорить. Точно так же я убрал и на участке соседей. Тогда сосед позвонил со словами благодарности в Додзё: «Спасибо большое! Ваши учи-деши убирают и у нас на территории». В Додзе: «Кто это все делает? — Я! — Хорошо!» Вслед за этим, уже на третий месяц после того, как я стал ути-деси, Шиода Канчо присвоил мне 5 дан. Все были удивлены: «Кто такой Нагано?!» Вечером того же дня все обладатели черных поясов приходили ко мне и поздравляли. 20 человек старались выполнять на мне броски на татами. Я же был абсолютно спокоен и холоден: «На здоровье! Нет проблем!» Через 2 недели у всех пропал интерес со мной тренироваться: я никогда не сердился, не реагировал, был холоден. У людей пропал интерес. Если бы я начал сердиться, они бы обрадовались. Я знал, как должен был поступить в такой ситуации. Люди это поняли, приняли, осознали, что нет смысла со мной соперничать.

Каким был Канчо Годзо Шиода в Додзё и вне него?
Моя мама покинула этот мир 25 февраля 1984 года. Через неделю после ее смерти, это уже было начало марта, я впервые встретился с Канчо. На нем был одет костюм и галстук. Это был человек очень небольшого роста. «Вау!» — Удивился я. Мое представление о нем было совершенно иным. «Неужели этот человек — знаменитый мастер айкидо?» — сразу подумал я. Потом меня посетили несколько детские мысли: «Если я сейчас схвачу его, интересно, что тогда произойдет?..» Ведь он был таким маленьким! На следующий день, когда на тренировке я увидел Канчо, создалось впечатление, будто бы он вырос и стал подобен горе Фудзияма. Такой невообразимой была разница, когда он прежде был одет в костюм и выглядел маленьким и худым, и сейчас, когда на нем было одето доги, и он выглядел огромным. Когда же я впервые схватил его руку, то возникло ощущение, будто моя рука превратилась в электрод. Канчо развернулся, и я полетел вверх, как ракета. Это был шок. «Вау!» — Таким было мое первое впечатление. Таких мастеров я еще никогда не видел и не встречал. Поэтому я очень счастлив, что в этой жизни мне удалось познакомиться с таким великим мастером. Мне очень повезло, я смог увидеть свою цель в айкидо — стать таким, как Канчо Годзо Шиода.
Когда случались праздники и вечеринки, вначале все люди сидели сосредоточенными, серьезными. Затем Канчо вставал, начинал веселиться, танцевать, тогда все начинали улыбаться. Помещение наполнялась теплой атмосферой, обретало новое биение сердца. Канчо пил не так уж много, но, не смотря на это, он дарил людям много радости. Это удивительно. Я тоже хочу стать таким человеком.

Чем отличались тренировки, которые проводил Годзо Шиода, от тренировок, которые проводили другие инструктора?
Было большое отличие. Все дело в том, что Годзо Шиода пережил войну. Война — это вопрос жизни и смерти. Другие инструктора никогда не были знакомы с подобными переживаниями. Поэтому люди, которые пережили войну, отчасти безумны. Мой отец точно такой же. Тот, кто был рожден после войны, не сталкивался с подобными ситуациями. Но это огромный опыт. С одной стороны хорошо, что нам не пришлось это пережить, с другой стороны жаль. Я помню свою молодость. Мне случилось поучаствовать в одной схватке на улице. У меня были разногласия с якудзой (японскими гангстерами). Шел я, а навстречу мне шли якудза. Все произошло очень быстро. Я должен был убежать в течение двух с половиной минут, иначе бы сразу появилась полиция. В Токио полиция появляется всего лишь в течение двух с половиной минут, не по истечении 20 минут. Так быстро, да. Поэтому нужно успеть быстро убежать. Один раз я прокололся, но это уже другая история… (пауза) Я был полицейским, и мне как-то пришлось провести ночь в тюрьме. На утро я встал и подошел к решетке, потом тихо обратился к служащему:
— Простите, пожалуйста! Я тоже полицейский.
— Что-что, простите? Какой участок?
Я ответил.
— Какой номер телефона?
Я ответил, затем служащий позвонил по номеру и получил подтверждение моим словам. После чего полицейской машиной меня доставили в родное отделение и отвели к шефу. Обычно после такого выгоняют. Но в качестве наказания мне пришлось одну неделю оставаться в своей комнате. Мне разрешалось только ходить в туалет или душ, есть. Все остальное время я должен был проводить в комнате. Один-два дня нормально. Ничего не нужно делать. Третий, четвертый дни уже проходят медленно, скучно. 24 часа казались такими длинными! Я был очень рад, когда прошли эти 7 дней. Я очень сильно хотел пойти и потренироваться дзюдо. Это было мое последнее наказание.

Кого еще, кроме Канчо Шиоды, Вы считаете своими главными учителями?
Таких великих учителей, как Годзо Шиода, я больше не встречал. К примеру, Иноуэ сенсей очень опытный человек, у него очень большое сердце, его технический уровень очень высокий, но не достигает уровня Годзо Шиоды. Техника Годзо Шиоды превосходная. Среди других учителей я бы отметил Чида сенсея и Такено сенсея. Они тоже очень хорошие мастера. Их техника очень хорошая. По человеческим качествам, конечно же, своим учителем я считаю Иноуэ сенсея. Он привел меня в Йошинкан Айкидо. И я ему безмерно за это благодарен. Я и далее хочу сохранить эти отношения «мастер-ученик». И даже после ухода Иноуэ сенсея из этого мира, он все равно останется моим мастером. Когда я был учи-деши, другие мастера мне тоже помогали, но больше всего я почерпнул знаний от Иноуэ сенсея. Шиоду сенсея невозможно вообще сравнивать с кем-либо другим. Подобных ему, я не знаю. Разве что в дзюдо. Был такой мастер Исао Окано. Толкаешь его, он не сопротивляется, тянешь его, не сопротивляется, а потом внезапно оказываешься лежащим на полу. «Что произошло?!» — я лежу на полу. Я не мог понять, что же случилось. Исао Окано был очень быстрым, он был олимпийским чемпионом по дзюдо. Мы с ним боролись в одной весовой категории — до 80 кг. Он был немного ниже меня, 1 метр 70 см, где-то так. Но его скорость… три раза я оказывался на татами: «Что же произошло?!» На четвертый раз я заметил. «Ага!» Это была контр-техника. Я был рад заниматься с ним, несмотря на то, что у меня не было ни единого шанса против него. Все равно мне это доставляло удовольствие.

Нагано сенсей, в чем на Ваш взгляд сила и главный секрет Йошинкан Айкидо?
Каждое боевое искусство — это «shin gi tai». «Shin» — это чистая душа, «gi» — техника. Другими словами «чистая техника тренирует тело». Если присутствуют эти три составляющие, тогда можно достичь высоких целей. Но многие люди часто упускают какой-то один из этих моментов. Для меня айкидо — серьезная часть моей жизни. Поэтому когда-нибудь я надеюсь, что смогу приблизится к уровню Годзо Шиоды. Конечно же, лучше превзойти его! Шиода Канчо, Иноуэ сенсей хотели бы этого от учеников. И я стараюсь. К этому следует очень серьезно относиться, не играться. Этому я научился у Годзо Шиоды. Другие стили, подобные Айкикай, — только игра, получение удовольствия от занятий. Шиода сенсей на татами всегда был серьезен. Когда он обучал, он, конечно же, тоже улыбался. Но когда он появлялся в Додзё, вокруг воцарялась тишина. Все переставали болтать, бегать, сразу появлялась атмосфера сосредоточенности, каждый ожидал какой-либо команды и смотрел в оба.

Спасибо большое сенсей! Статья с сайта: www.aikidojo.com.ua

Беседа с сэнсэем Хиромичи Нагано, в октябре 2010 года, в Киеве.

 

Вопрос: Нагано Сенсей, что на Ваш взгляд самое главное в детских тренировках, и как они проходят у Вас?

Нагано Сенсей: Самое главное – добиться того, чтобы ребенок был счастливым. Приходя на тренировку, он должен быть полон желания заниматься. Из него буквально должно вырываться: «Ура! Сегодня будет Айкидо! И я приду! Я буду тренироваться!» Это самое главное. Вопрос — как этого добиться? Ведь настроение детей постоянно меняется: то хорошее, то плохое, то хорошее, то плохое… Ребенку не следует давать скучать. Для этого следует все продумывать на несколько шагов вперед. Возьмем, к примеру, час тренировки. Вначале проводим разминку, чередуя быстрые упражнения и медленные. Потом работаем Кихон Доса, много-много базовых упражнений. После этого разучиваем технику. А в промежутках между этими блоками желательно отвлечь детей какими-либо «интересными вещами».

Вопрос: Что Вы подразумеваете под «интересными вещами»?

Нагано Сенсей: Это как упражнения для укрепления тела, так и игры, например, в «латки» или с мячиком, всякий раз придумываю что-то новое. Это – общая идея, общий подход к тренировке.

Вопрос: Сенсей, обучение детей Кихон Доса является достаточно сложным процессом. Взрослые люди понимают, для чего они практикуют базовые движения. Дети же не воспринимают то, что им неинтересно и скучно. Как можно пробудить в детях интерес к Коихон Доса?

Нагано Сенсей: Для этого в начале тренировки следует определиться, какое упражнение будет сегодня основным «в меню», и задаться целью максимально хорошо его отработать. Например, сегодня мы отрабатываем Тайно Хэнко Ичи. Когда я вижу, что все дети хорошо выполняют упражнение, я понимаю, что поставленная цель достигнута. Детей следует похвалить, а в качестве награды я даю им поиграть. Эти моменты должны обдумываться и обсуждаться вначале тренировки.

Упражнения, развивающие и укрепляющие тело ребенка, могут включать в себя кувырки вперед, кувырки назад, шико хо… Детям это так же иногда может показаться скучным. Однако эти упражнения нужно регулярно отрабатывать. По чуть-чуть. Это стабилизирует тело, делает его устойчивым. Через 5-10 лет будет виден отличный результат. Детям важно выполнять эти упражнения.

После базовых упражнений можно отработать технику. Минут, предположим, 10. А после этого снова поиграть. Ведь игры также способствуют развитию тела ребенка.

Вопрос: Вы имеете ввиду, что упражнения Кихон Доса следует всегда чередовать другими развивающими упражнениями и играми?

Нагано Сенсей: Да, и каждый раз по-разному. Когда ко мне на тренировку приходит 10-15 детей, я всегда оцениваю их настроение. Если, к примеру, оно хорошее, то следует больше внимания уделить работе по технике. Если дети грустные, то играм на тренировке я отвожу чуть больше времени. Однако не должно быть так, что дети всю тренировку играют. Айкидо в любом случае должно присутствовать.

Вопрос: Родители приводят к Вам в Додзе ребенка для занятий айкидо. Проводите ли вы какой-либо отбор детей или даете возможность заниматься каждому?

Нагано Сенсей: Мы даем возможность заниматься каждому, причем график посещения тренировок зависит от времени и возможностей родителей и их детей.

Вопрос: Сенсей, каким на Ваш взгляд должен быть инструктор, тренирующий детей, строгим или скорее добрым?

Нагано Сенсей: Как я уже упоминал ранее, для меня важно создать такую атмосферу, чтобы ребенок с удовольствием тренировался и приходил в додзе. Как этого добиться? Только при помощи своего сердца. Детей нужно больше хвалить, ни в коем случае не ругать. Наоборот, подбадривать. Когда ребенка хвалят, он радуется. Это очень и очень важно. В молодости я поступал неправильно. Я был слишком строгим. Где-то к 36 годам я изменился, и стал больше хвалить детей. Когда ребенка хвалят, он начинает понимать, что способен достичь высокого результата. Ребенок меняется.

Вопрос: В айкидо нет соревнований. В других боевых искусствах, в таких, например, как карате, дзюдо или кендо, они присутствуют. Соревнования – это интересно. Вот как быть, чтобы сохранить интерес детей к занятиям айкидо?

Нагано Сенсей: В Германии один раз в году мы проводим Эмбутайкай, во время которого каждый может принять участие в соревнованиях по разным категориям. Это могут быть: Зенпо Кайтен Укеми – одна группа, Шико Хо – следующая группа, Кихон Доса – еще одна группа, Кихон Ваза, Джиу Ваза. Т.е. большое количество разных категорий. В зависимости от уровня мастерства каждый может принимать участие в соответствующей категории. Например, белые пояса соревнуются в Шико Хо, Зенпо Кайтен Укеми, Кохо Кайтен Укеми. Желтые пояса могут соревноваться в Кихон Доса. Каждый имеет возможность самостоятельно выбирать. И это все айкидо. Те, кто занимает первое-третье места, получают медали и дипломы. В Германии, повторюсь, это происходит один раз в году. В Украине можно организовать нечто подобное. Инструкторам необходимо будет совместно обсудить детали и категории соревнований. Также важно, чтобы те участники, которые не займут первое-третье места, получили медали участников соревнований. Самые главные призы – это, конечно же, золотая, серебряная и бронзовые медали.

Вопрос: можно ли подобное практиковать и для взрослых?

Нагано Сенсей: Да, конечно. Все – то же самое. К примеру, белые пояса соревнуются в Укеми и Камае. Ученики от 8 до 4 кю могут соревноваться в Кихон Ваза. Ученики от 4 до 1 кю могут соревноваться в Чукю Ваза (быстрых техниках). Начиная с черного пояса, можно соревноваться в Джиу Ваза, выполнять Джиу Ваза от разных атак в течение 30 секунд каждая и т.д.

Нагано Сенсей, спасибо Вам большое за содержательную беседу и советы!    перевод: Павел Гаврик.

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля